Детская областная краеведческая газета

 Не за тридевять земель

НЕ ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ

 

Оглавление текущего номера /1, 2007 г./
PDF
Открыть весь номер

Вернуться на главную страницу

 

 № 1, 2007 г.
<< Предыдущий номер | Следующий номер >> | Перейти к номеру: 1
 

 

Областная краеведческая газета № 1

Учредитель: «Информационно-краеведческий центр
«Не за тридевять земель»,
г. Саратов, ул. Киселева, 65 а,
Телефон для контактов: 8(8452) 52-43-47

Худяков Д.С.Вышел в свет первый номер газеты «Не за тридевять земель». Эта газета- плод совместных усилий известного практически всем жителям нашей области ведущего телепередачи с одноименным названием Дмитрия Сергеевича Худякова и его постоянных корреспондентов, добровольных сотрудников и соратников. Причины, побудившие нас начать издавать эту газету, сложны и многообразны. Редакция не ставит перед собой задачу разбираться в них.

Наша цель – сохранить ту среду, которую создала телепередача «Не за тридевять земель» на протяжении 47 лет, вновь дать возможность жителям области получать информацию, сообщаемую с экрана Дмитрием Сергеевичем, участвовать в создании программы и верстке газеты. Некоммерческое Партнерство «Информационно-краеведческий центр «Не за тридевять земель», продолжая свою деятельность согласно Устава организации, обращается ко всем жителям Саратовской области с просьбой о поддержке нашей деятельности. В ближайшие планы входят следующие мероприятия, нуждающиеся в финансировании: Издание газеты «Не за тридевять земель»(подготовка нескольких номеров уже закончена). Газета предназначена для семейного чтения, имеет краеведческую направленность, выпускается для расширения аудитории, с целью подачи материала, используемого Д.С.Худяковым в телевизионной передаче. Будет способствовать воспитанию любознательности, патриотизма, повышению образования детей, школьников, студентов и их родителей .Осуществляется монтирование Сайта «Не за тридевять земель», необходима оцифровка материалов из архива Д.С.Худякова, установление электронного общения с корреспондентами. Наполнение и поддержка сайта. Упрочение контактов и связей с корреспондентами, краеведами, администрацией. Проект музея «Не за тридевять земель» включает в себя составление каталога архива Д.С.Худякова, оцифровка и копирование материалов и фотографирование экспонатов (создание группы u обработки: фотография, сканирование, каталогизирование, опись и учет экспонатов), Необходимо помещение для размещения экспонатов, в месте, доступном для жителей области и г. Саратова. Подготовка, редактирование и издание книг Д.С.Худякова, создание на материалах архива и рисунков учебных пособий по краеведению, методических изданий и книг для детей и подростков.

Телефон редакции: 52-43-47;

Председатель Совета Информационно-краеведческого центра «Не за тридевять земель» Федосеев В.В.

КЛУБ НЗТЗ
Для детей, их родителей, бабушек и дедушек
семейное путешествие.

            

«Не за тридевять земель» - 47 лет на экране, теперь и в газете

                                  

 

«Не за тридевять земель, работа клуба»

Дмитрий Сергеевич Худяков – автор и ведущий передачи «Не за тридевять земель». То, что сделал и продолжает сегодня делать этот человек - уникально. И, думается, не только в рамках России. Создав 47 лет тому назад на Саратовском телевидении авторскую краеведческую программу, он ведёт её все эти годы без перерывов, обнародовав в эфире более 1250 передач, продолжительностью около 20 минут каждая. Постоянные темы и рубрики :«Города и веси Земли Саратовской»; «Этюды о земляках»; «Путешествия по берегам морей, которых никто никогда не видел» - «древнейшая история в камнях и окаменелостях»; «Калейдоскоп монет», «Вести из экспедиций» - для зрителей, которые в монетах и окаменелостях видят не просто находки, а прежде всего – памятники истории края; «Заметки на листках календаря» - о природе с экологическими акцентами; «Самое-самое вокруг нас» - попытки составления «Книги рекордов Земли Саратовской». Добавилась рубрика об архитектуре городов Поволжья и др.

фото первых съемок НЗТЗ

У клуба, как и положено, свои зрители и корреспонденты, присылающие сообщения, в основном по почте. 500 писем в год, а бывали случаи – до 3500. Иные «сотрудники» занимаются этим уже по 20-30 лет подряд, передавая постепенно эту «должность» своим детям, а то и внукам. И всё, разумеется, «на общественных началах». Свои авторы у «Не за тридевять земель» имеются во всех 38 районах и 18 городах области. И даже на сопредельных с саратовскими землями территориях – Пензенской, Тамбовской, Воронежской, Волгоградской, Самарской областях, и даже – в Республике Казахстан.

Конечно же, долголетию программы способствует и её чёткая краеведческая направленность, выраженная не только  в удачно придуманном названии. Опора на одно из сильнейших чувств, присущее большинству людей – желание побольше узнать о тех краях, где они живут.

Детский археологический слет, проводимый у с. Селовка в 1983 г.

На первый взгляд все просто: ведущий дает тему, зритель отвечает или не отвечает на неё. Письма - главный показатель. Корреспонденты передачи исчисляются сотнями. В разных концах области люди берутся за перо, чтоб отправить сообщение на задевшую их тему. Ничего особенного. Но что-то движет гражданами, пожелавшими хоть раз взять в руки ручку и написать Дмитрию Сергеевичу, ответить на его вопрос. Причин множество, сейчас мы попытаемся рассмотреть как можно большее их количество.

Любопытство – главная составляющая любой деятельности. Именно оно является первым фактором, толкающим человека на исследования. Самыми любопытными, безусловно, являются дети. Они же становятся стимулирующим любопытство фактором и для своих родителей. Любопытство пробуждает интерес.

  Когда появляется интерес, возникает потребность. Потребность перерастает в привычку, ну а привычка в свою очередь способствует возникновению традиции. Традиции могут теряться со временем или вытесняться.

На телевидении множество развлекательных программ, обучающих, рейтинговых. «Не за тридевять земель» программа объединяющая, она не просто развлекает, она обучает.

Эта передача всегда собирала единомышленников, объединяла детей и родителей, школьников и учителей. Она и сейчас продолжает это делать. Несмотря на засилие мыльных опер, мистических и околонаучных игровых передач, количество корреспондентов «Не за тридевять земель» не уменьшается.

Так проходили встречи в клубе «Не за тридевять земель»

Для многих сельских местностей нашей области местная программа телеканала Россия является единственным принимаемым каналом, на котором идет единственная краеведческая передача один раз в две недели. И люди с нетерпением ждут этого эфира.

Прошлым летом довелось побывать в Вольском, Хвалынском, Воскресенском и других районах. Везде сталкивался с людьми, упоминавшими в разговоре о Д.С.Худякове и его передаче.

Заседания Клуба на Областной станции юных туристов.

У Дмитрия Сергеевича имеется архив для ведения передачи, он активно использует его и предоставляет материалы для использования желающим. Но в рамках своей передачи он физически не в состоянии отвечать на все письма, учитывать громадный материал, попадающий в поле зрения. Даже знакомить со всей информацией зрителей невозможно, у телевидения нет таких ресурсов. Их может предоставить в сложившейся ситуации только Интернет. С помощью постоянно действующего сайта возможно держать связь с районными краеведами и корреспондентами, оказывать помощь в их исследованиях, давать консультации, в том числе и юридические.

Такой сайт в некоторой мере будет способствовать сохранению и укреплению традиций краеведческой деятельности в нашей области. Необходимо так же и живое общение краеведов, проведение семинаров, занятий, издания тематической литературы. В области проводится такая работа, но не целенаправленная, эпизодическая. Всерьез связью краеведов между собой никто кроме Худякова не занимался. Нет у различных организаций заинтересованности в этом процессе, а он уже давно назрел и скрипя зубами двигается. Но все происходит случайно, случайно желающие попадают в экспедиции, собираются в группы и ходят в походы, о результатах же может вообще не узнать никто кроме участников. Они просто не имеют возможности поделиться с единомышленниками плодами своих изысканий.

Разведки на Шумейском городище. 1984 г.

Клуб не за тридевять земель приглашает всех желающих на творческие встречи по четвергам в 17:00 по адресу: г.Саратов, ул.Киселева, 65 а.
Справки по телефону: 52-43-47.

 

 

Жарин  Бугор

Так он назван на карте. В разговорах же его нередко называют ещё – Жаринов, а то и Жареный. Жарин или Жаринов – это наверняка от прозвища или фамилии какого – человека. Ну, скажем, начальника караула, стоявшего когда-то в старину на бугре. Или – пастуха, который обычно в этих местах пас стадо. Или – крестьянина, имевшего неподалёку пашню. Почему «жареный» - загадка посложнее. Но и тут можно догадаться - южный склон возвышенности раньше других мест в окрестностях освобождается от снега, так как его «жарит» солнце. А летом оно так прокаливает склон, что трава на бугре быстро высыхает и становится желтой или коричневатой, как бы -  «поджаренной». Бывает, что растительность тут легко загорается от не загашенного костра или беспечно брошенного окурка.

Итак, ещё 3 км. по дубковской дороге, мимо ответвления к Расково, до того места, где вправо по склону возвышенности отходит слабо проторённая полевая колея. Ещё несколько сот метров пешком и - Жарин Бугор покорён.Да, поднимались не зря. Обзор отсюда, с высоты 199 м. более широк, чем просто с Вольского тракта. Глаз охватывает округу примерно на 25-30 км. На западе угадывается райцентр Татищево. Ближе к нам хорошо видны западные и северные окраины Саратова. Центр города скрыт рельефом, но зато отлично виден Лысогорский массив, покрытый лесом. А левее его можно рассмотреть и Увекскую гору. Ещё левее – Волга, город Энгельс, заволжские степи. Нет, определённо, в прошлые столетия тут должен был находиться сторожевой пост. Ведь с Жарина Бугра прекрасно просматривается часть правого берега Волги, где проходила уже упоминавшаяся нами Ардабазарная торговая дорога. Видны подходы к реке со степной стороны.

От зоркого глаза караула не скрылись бы недруги, направлявшиеся к Первому Саратову, если он действительно стоял в своё время у устья Гусёлки. Да и позже отсюда легко могли контролироваться важные тракты – Московский и Симбирский. Почти наверняка на Жарином Бугре стояла стража и в сравнительно недавние времена, во Время Великой Отечественной войны. Та, что следила за саратовским небом и называлась постом ВНОС – пункт Воздушного наблюдения, оповещения, и связи. Походив по вершине и её склонам можно заметить ещё сохранившиеся следы полевых жилищ и укрытий, в которых располагались те, кто обслуживал наблюдательные площадки, телефонные линии, прожекторные установки, а вполне возможно и батареи зенитных орудий.

Вершина холма, на которую мы поднялись, долгое время хранила  и другие следы, относившиеся к значительно более давним временам. Раскопками археологов, проведёнными в 1980-х годах, выявлено, что долгое время Жарин Бугор служил нашим предкам и кладбищем. Вскрыв несколько курганов специалисты обнаружили могилы людей катакомбной культуры средне - бронзового времени, которые жили в наших краях примерно 4 тыс. лет т. н. Захоронения представителей срубной культуры позднее - срубного времени, это уже - 3,5 тыс. лет т. н. А под одним из курганов были найдены останки сармата и принадлежавшее, вероятно, ему оружие – железный меч и бронзовые наконечники двух стрел для лука. Это уже, примерно, 2,5 тыс. лет т. н.

Подойдём теперь к северо-западному склону вершины. Представим себе, что сегодня погожий солнечный день. По небу плывут караваны белых кучевых облачков. Набегающий ветерок колышет степной ковыль. Кажется, что раскинешь руки, побежишь по склону вниз, и вдруг оторвёшься от земли и плавно заскользишь в воздухе, как птица! А ведь знаешь, читатель, один человек когда-то попробовал это сделать. И именно вот тут, на этом склоне Жарина Бугра. Правда он тогда не собственные руки раскинул, а прикрепил, с помощью своих друзей, небольшие крылья к фюзеляжу самодельного планера, сел в кабину, и скомандовал, чтоб его слегка разогнали вниз по склону, навстречу ветру. Было это летом 1926 г. Этим человеком был Олег Константинович Антонов, которому в ту пору исполнилось 19 лет… 

Будущий знаменитый авиаконструктор родился 7 февраля 1906 г. в селе Троицком Московской губернии. В 19 Олег  поступает в Ленинградский политехнический институт. Но, летом – он снова  в Саратове и за время каникул успевает построить планер «ОКА-2» и испытывает его на склонах Жарина Бугра. Однако примитивный летательный аппарат никак не хотел парить, он только подпрыгивал и пролетал всего по нескольку метров. Любопытно, что в одном из журналов 1926 г. была помещена фотография, отображающая момент испытаний «ОКА-2». В кабине планера – Олег Антонов. А рядом – самый молодой из членов антоновского кружка, саратовец – Боря Урлапов, которому тогда было всего 14 лет. Позже он тоже станет известным авиаконструктором и создаст самый большой тогда в мире и самый первый грузовой планер.

 Спустя год, саратовские друзья  Антонова, доработав кое-что в аппарате, совершат таки на «ОКА-2» 17 настоящих полётов. Там же на Жарином Бугре.

Первого космонавта Земли в Саратове знают и любят. Имя его навечно связано с нашим городом. Юрий Гагарин неоднократно заявлял, что Саратов - его вторая родина. Его дорога в космос началась на Саратовской земле и тоже связана, читатель, с Жариным бугром и Аэроклубом, носящим теперь его имя.

На этом древняя история Жарина бугра не заканчивается, а наоборот, устремляется в будущее. Благодаря еще одному нашему земляку и современнику. Зовут его Сидоренко Александр Дмитриевич.

Он родился 7 декабря 1948 года в городе Саратове. Рос в большой семье. В школу Александр пошел в 1956 году. Среди сверстников выделялся врожденным пытливым умом, усидчивостью, трудолюбием, жаждой познавать окружающий мир.  Из предметов предпочтение отдавал математике, физике, химии. Но увлекали его не только точные науки. Он живо интересовался музыкой, пением, параллельно со средней школой учился в музыкальной школе по классу фортепиано.

После окончания средней школы, под влиянием старших братьев  Юрия и Георгия, которые окончили Саратовский политехнический институт по специальности «инженер строитель», решил пойти по их стопам и поступил в политехнический институт.

К подробностям биографии и жизненного пути Александра Дмитриевича мы еще обязательно вернемся в следующих номерах. Пока же, читатель, нам хочется указать на общественную сторону деятельности Александра Дмитриевича. Главное его жизненное кредо - востребованность обществом, работа. Все, по его мнению,   должно быть подчинено интересам людей. Следуя этой концепции он совместно с единомышленниками этой весной создал Открытое Акционерное Общество «Аэроклуб имени Юрия Гагарина». Подробно о достижениях и планах ОАО рассказывалось на страницах "Общей газеты.ру", в июльских номерах. А так же в телепередаче "Не за тридевять земель".

 Благодаря деятельности А.Д.Сидоренко разваливающийся, в общем-то клуб получил шанс развития, прилегающая территория будет обустраиваться. Богатое историческими событиями место обрело своих хозяев, которые наверняка не забудут событий, происходивших в этих местах не так уж и давно, но и отобразят богатую и древнюю историю. Мы же еще вернемся в следующих номерах нашей газеты  к разговору о Жареном бугре, о людях бронзового века, населявших его окрестности. Посетим берега морей, омывавших Бугор миллионы лет назад.  

 

 

Хождение за море Саратовское

Много лет назад юными туристами - водниками из г. Балаково было совершено путешествие. И не просто водный поход, а Хождение. Их вдохновителем стал тверской купец Афанасий Никитин, совершивший свое путешествие в 15 веке. Было оно трудным, полным опасностей и проключений. В наши дни по тем местам, где он шел, можно спокойно проплыть на туристском теплоходе. Ну а если хочется приключений, неожиданных открытий , и удивительных встреч? Если тебе пятнадцать, и ты надеешься, что есть где -то еще неоткрытые острова и даже материки? 

Ребят вдохновил подвиг легендарного путешественника. В память о нем свое путешествие они назвали «Хождением за море Саратовское». В пути они повстречали много интересного, загадочного, необычного и захватывающего. Наши герои отправились в путь на байдарках-кораблях, каждый из них мог быть и штурманом, и капитаном... А главное, каждый мог почувствовать себя хоть немножко Афанасием Никитиным.

Море для своего путешествия они выбрали то, что лежит совсем рядом. Им понадобилось всего две недели каникул, чтобы совершить свое хождение, а вот про находки, встречи, мы вам расскажем.В нашем клубе сохранились и подробная  карта моря, и дневник похода, и приключения, описанные в этом дневнике. Смотрите-ка,  они посетили поселок бронзового века.

Скажете :шутники, фантазеры, новые бароны Мюнхгаузены? Давайте повторим их путь вместе и спустя много лет попробуем разобраться, где побывали ребята и что они видели во время своего путешествия.

 

 

 

Страницы из дневника

 

В своем путешествии мы встретились с очень интересными людьми. Для нас они выглядели волшебниками. Они помогли побывать нам  в прошлом, познакомили с людьми бронзового века, их инструментами, утварью и оружием. Этих людей называют археологами, они изучают прошлое.

В бронзовом веке люди занимались охотой, воевали друг с другом, готовили пищу, пасли скот, выращивали овощи и ловили рыбу. Ткали ткань и строили дома. Они умели изготавливать красивые вещи и украшения, пользовались ими и торговали с соседями.

А еще они  обрабатывали металл - бронзу. Поэтому их эпоху и называют бронзовым веком.

Ученые показали нам свои находки, объяснили, как древние люди ими пользовались и зачем они были им нужны.

Нам так понравилось в гостях у археологов,  было очень интересно, мы узнали много нового и интересного. Нам очень захотелось остаться с ними и самим найти что-то интересное.

Во время нашего путешествия мы бы ни за что бы не заметили поселок бронзового века, если бы нам не встретился руководитель археологов - начальник экспедиции Куйбышевского (ныне Самарского) педагогического института.

 

С большой неохотой мы покидали гостеприимный лагерь археологической экспедиции, нас ждало «наше» путешествие. Но впоследствии мы с большой благодарностью вспоминали Игоря Борисовича Васильева, который помог нам прикоснуться к загадкам и тайнам бронзового века, научил путешествовать во времени. 

(Продолжение путешествия смотрите в следующих номерах).

 

 

 

Николай МУРЕНИН

И ТРАВЫ ВЕЩИМИ БЫВАЮТ

* * *

Что мне делать на родине малой,
И к чему эта вся маета?
Только снова походкой усталой
Обхожу дорогие места.

Не узнать их, всё так изменилось,
И не скрыть навернувшихся слёз:
Речка детства в ручей превратилась,
Берег юности лесом порос.

Странный голос меня окликает:
Мать, отец – не понять в тишине.
А за каждым окном протекает
Чья-то жизнь, незнакомая мне.

Что же душу тревожить напрасно?
Всё прошло. Застучат поезда.
Всё прошло. И теперь уже ясно:
Не поеду я больше туда.

Ну зачем мне там зябнуть и мокнуть?
Только время кольнёт – и опять
Уезжаю – смотреть в эти окна
И друзей на погосте встречать.

Игорь ХРАМЕНКОВ

* * *

Впереди неизвестность. И страшно.
Тихо будет ещё пол - часа.
А вокруг - неземная краса!
Смотрят ввысь тополя, словно башни.
Для природы не так уж и важно,
Что мы ждём. А нам жить полчаса.

А потом никому не известно,
Кто дойдёт, а кто будет убит.
Командир что-то долго молчит,
И окоп почему-то стал тесным.
Скоро станет окоп бесполезным,
Мы рванёмся, нам сердце велит.

Первый взвод. Все практически лягут,
Так как первыми в пекло пойдут.
Строй врагов, несомненно, прорвут,
И получат медаль ’’За Отвагу’’,
Но посмертно. До смерти два шага.
До атаки ещё пять минут.

Всё могло бы сложиться иначе,
Мир вокруг мог остаться другой.
Грустно стало. Нарушен покой!
Время вышло. Эмоции спрячем,
Пожелаем друг другу удачи.
Подан знак. Мы поднялись и в бой!

 

Сергей ЛУКЬЯНЕНКО,

писатель-фантаст

СЛОН-ЖИВОПИСЕЦ

Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно:
Что, если вдруг не удалось оно?

Вниманием гостей художник наш польщен!
Какую критику сейчас услышит он?
Не будет ли жесток звериный суд?
Низвергнут? Или вознесут?

Ценители пришли. Картину Слон открыл,
Кто дальше встал, кто подошел поближе.
"Ну, что же, - начал Крокодил, -
Пейзаж хорош! Но Нила я не вижу..."

"Что Нила нет, в том нет большой беды! -
Сказал Тюлень.- Но где снега? Где льды?"
"Позвольте!- удивился Крот. –
Есть кое-что важней, чем лед! Забыл художник огород".

"Хрю-хрю,- заметила Свинья, -
Картина удалась, друзья!
Но с точки зренья нас, Свиней,
Должны быть желуди на ней".

Все пожеланья принял Слон.
Опять за краски взялся он.
И всем друзьям по мере сил
Слоновьей кистью угодил,

Изобразив снега, и лед,
И Нил, и дуб, и огород. И даже мед!
(На случай, если вдруг Медведь
Придет картину посмотреть...)

Картина у Слона готова,
Друзей созвал художник снова.
Взглянули гости на пейзаж,
И прошептали: "Ералаш!"

Мой друг! не будь таким слоном:
Советам следуй, но с умом!
На всех друзей не угодишь,
Себе же только навредишь.

* * *

Песня, которую кто-то вчера не допел,
Крутится снова сейчас на моём языке.
И для меня в этой жизни настанет предел,
Может, когда-то и я вдруг завяну в тоске.

Припев.
Но меня ждут, я уверен,
Там, где мелькают огни,
Там, где открыты все двери,
Прошлого крутятся дни.

Если собрать миллионы погашенных звёзд,
Божьей рукой на минуту хотя бы зажечь.
Вроде, зажёг, но в который раз рушится мост,
И раздаётся гнусавая, бранная речь.

И забываются сразу той песни слова,
И потихоньку уходит из слуха мотив.
И надоевшая в мыслях опять кутерьма.
Я возвращаюсь, вернее, я падаю в миф.

* * *

Природа  хороша в  любом  обличье…

Мне нравится смотреть на мелкий дождик,
Пускай переходящий в сильный ливень.
Люблю я многоликую природу
В любом её обличье, хоть в каком.
Иль светит солнце, иль бушуют грозы,
Природу всё равно считаю дивной.
Дивлюсь я ей всё больше год от года.
В каком чудесном мире мы живём!

Я буду восхищаться завтра снова
Красой деревьев. Грациозных, статных.
Я даже им поведаю об этом.
А вдруг услышат? Краше зацветут.
Любое доброе промолвленное слово
Услышь хоть кошка, ей и то приятно.
Я верю, на Земле найдутся где-то
Такие же, как я. Меня поймут.

И, проживая в этой благодати,
Благодарить должны свою судьбу мы
За то, что нам дозволено однажды
Жить в красоте! И нет ее красней.
Вы мне поверьте, вам не буду врать я
Одолевают постоянно думы:
Природу ценит далеко не каждый,
Но отдыхает именно на ней…

 

 

 

Александр Павлович КИБАЛЬНИКОВ оставил в Саратове мощное культурное наследие, памятники, по праву считающиеся украшением и визитной карточкой Саратова. Памятник Ленину на Театральной (бывшей пл. Революции), Чернышевскому  возле Консерватории у входа в парк Липки, Памятник Радищеву напротив входа в музей.

Кибальников приехал в Саратов из под Царицына, из села Орехово, где он и родился в 1912 году. В нашем городе поселился в начале тридцатых на Бабушкином взвозе, угол Мичурина. Здесь же и лепил свои первые скульптуры, во время войны работал на Окна РОСТА. В этом ему помогали члены его семьи.   В послевоенные годы мастерскую ему выделили в здании студии кинохроники Нижнего Поволжья, небольшое помещение стало свидетелем рождения многих памятников, в частности Чернышевскому.

Сотрудники студии снимали своего квартиранта на пленку, благодаря этому, до нас дошли уникальные кадры начала работы над этим памятником. Памятник Радищеву открыт в 1974. В то время Кибальников уже переехал в Москву, некоторые произведения того периода хранятся в фондах Художественного музея и Третьяковской галереи. Главный его вернисаж на городских улицах: в центре Москвы - Маяковский, рядом с Третьяковкой в 59 г. установили памятник П.М.Третьякову, в  Рязани - Есенину, в Бресте- мемориал защитникам Брестской крепости. Александр Павлович  руководил группой его создателей.

Три монумента находятся на улицах нашего города. Кибальников очень любил Саратов, весь период становления его как скульптора связан с городом на Волге. Он часто приезжал в город уже будучи москвичом, был завзятым рыбаком и охотником, настоящим волгарем, не прерывающим связи со своими друзьями - саратовцами.

В этом доме жил знаменитый скульптор

В данное время на домах, где жил, творил и работал скульптор Кибальников, нет ни одного памятного знака или мемориальной таблички, да и дома могут снести в любой момент, в нашем городе это быстро и легко. Забыли нашего земляка власть придержащие, на просьбы родственников и друзей увековечить имя и память скульптора отвечают монументальным молчанием, а он внес большой художественный вклад не только в культурное  наследие нашего города, но и страны в целом.

 

 

Небеса. Галерка.
Микрополис/2006.

САЛИЙ Мария Вячеславовна

Родилась в 1970 году в Саратове. Окончила филологический факультет Саратовского государственного университета. Автор книг «Почти как в сказке» и «Единственный ракурс», печаталась в периодических изданиях, публиковалась в сборнике «Небеса. Галерка» («Микрополис / 2006»). Живёт в Саратове.

Как дальше жить? Да, знаешь, как-нибудь:
Учиться разбираться в птичьем пенье,
И понимать немой язык растений,
И постигать дождей осенних суть.

Искать, куда впадают ручейки,
Следить, как ходит кот по первоснежью,
В чужой костер подбрасывать валежник
И собирать закатов лепестки.

Сосновых слез янтарный аромат
Примешивать к степному разнотравью.
Забыть о том, чего нельзя исправить,
Не ждать чудес и не смотреть назад...

Как дальше жить? Да, знаешь, просто жить
Для ежедневных, маленьких открытий,
Разматывать созвездий спящих нити,
И, как в шкатулке, в памяти хранить.

Прикосновенье влажное волны,
Шершавое тепло древесной кожи,
И тысячи несхожестью похожих
Мгновений убегающей весны,

Дыханье гроз, снежинок зыбкий путь,
Осенних листьев хрупкое шуршанье...
Восторженной песчинкой мирозданья
Учиться быть. А дальше как-нибудь...

 

* * *

Екатерина СЕКРЕТАРЕВА

Девушка-осень

Одеты в багрянец и охру леса и поля,
Среди облаков затерялась небесная просинь.
И взмахом руки проводив в дальний путь журавля,
Я снова увижу себя, словно девушку-осень.

С улыбкой-загадкой пройду по опавшей листве,
Сорву удивленные взгляды случайных прохожих,
И грустные мысли утихнут в моей голове,
Чтоб ясным стал день, хоть с утра он и был непогожим.

Забуду о том, как поспешно течение лет,
Всему вопреки постараюсь быть к чуду готова,
Я жить захочу. И на память счастливый билет
В незримую даль получу у кондуктора снова.

* * *

Светлана ПАНКРАТОВА

Картина на стене... Река, камыш,
Безветрие и солнце над водою.
Написанные маслом гладь да тишь
Дань безмятежности, желанному покою.

Был выбор: может с морем подарить,
С безумством волн, с экспрессией крушенья?
Но приходилось мне по жизни плыть
Почти всегда наперекор теченью.

Все знал даритель о судьбе моей
И о душе разутой и раздетой,
И он хотел картиною своей
Утихомирить бедного поэта.

Мне шепчут о покое камыши,
Соленый ветер холст не потревожит,
Но у поэта замершей души
И штиля в жизни просто быть не может.

 

 

АНОНС

Книга Геннадия Иванова "Волжские взвозы старого Саратова" считается уникальной, так как до сих пор истории саратовских взвозов не уделялось большого внимания в краеведении: "До настоящего времени сохранились названия Бабушкиного, Князевского, Провиантского взвозов. Основная же часть названий большинства взвозов - Троицкий, Часовенный или Жадный, Покровский, Ильинский, Живодерный и другие - просто забыта. Книга, безусловно, написана для людей, неравнодушных к своей истории, увлеченных прошлым своей земли".

Издание иллюстрировано большим количеством фотографий и рисунков. В приложении также даны схемы расположения улиц и взвозов старого Саратова. На презентации автор поделился с присутствующими своими находками и фактами, собранными им в процессе работы над книгой.

НЛО?

НЛО - это правда или выдумка? Можно ли найти зеленых человечков? Некоторые жители нашей области всерьез занимаются поиском этих объектов в составе группы "Космопоиск". Надеемся в последующих номерах рассказать об их деятельности и достижениях более подробно.

 

 

 

 

Клуб «Не за тридевять земель» возобновляет свою работу.

Вы можете участвовать в постоянных встречах членов клуба, проводимых по четвергам в 17.00 в помещении Общественно-политического центра на ул. Киселева, 65 а. Там же расположена редакция нашей газеты, где можно оставить сообщения для телепередачи Дмитрия Сергеевича Худякова, получить консультации по вопросам архитектуры, археологии, палеонтологии, экологии, истории, краеведения, нумизматики и многого другого.

Мы подскажем, как проще узнать историю своего рода, своей семьи, предков. Узнать о новых интересных туристических маршрутах и прошедших уже путешествиях. Как подготовиться к новым путешествиям и приключениям, выжить и сохранить здоровье в необычных и экстремальных условиях. Как пополнить копилку своих знаний по интересующей Вас теме.

Об этом и многом другом мы будем вести разговор в Информационно - краеведческом центре «Не за тридевять земель».

На встречи будут приглашаться специалисты-ученые разных направлений, известные и опытные путешественники, художники, архитекторы, писатели и поэты, авторы песен, музыканты, просто интересные люди.

Наши телефоны: 52-43-47, 62-48-89.

 

 

Художник  Д.С. ХУДЯКОВ.

Рассматривая рисунки, художник-график Левин Н.Ф.  восхитился профессионализмом исполнения. А потом сразу же спросил, где учился автор. У художников так принято, выяснять «школу». Узнав  о  том, что автор рисунков не имеет художественного образования, Александр Федорович воскликнул: «Надо же, очень профессиональные работы». К такому заключению он пришел, просмотрев всего несколько рисунков Дмитрия Сергеевича Худякова. После упоминания имени автора речь сразу зашла о телевидении. Левин оказался большим поклонником передачи «Не за тридевять земель». Очень удивился тому факту, что все рисунки, используемые в передачах ведущим, выполнены им самим.

В жанре карикатуры и дружеского шаржа Дмитрий Сергеевич работает со студенческой скамьи. С момента выхода передачи, имевшей тогда другое название, он постоянно использовал свой талант, демонстрируя  с экрана телевизора свои рисунки для её иллюстрации. Возможно, это и помешало признанию его, как художника. Для телеведущего необходимости  в проведении выставок никогда не возникало.

Свои работы он никогда и никуда не проталкивал, использовал исключительно для передач и иллюстрации книг, которые сам же и писал. К сожалению, в издание последней его книги «Хвалынская кругосветка» издатели не посчитали нужным включить рисунки автора. Так и остался вариант книги, богато иллюстрированный рисунками, фотографиями и коллажами, только в электронном варианте.

Из Большой Художественной Энциклопедии можно узнать, что «КАРИКАТУРА (итальянского caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного. В более узком смысле карикатура - особый жанр изобразительного искусства, как правило - графики.

Политической сатирой Дмитрий Сергеевич никогда не занимался. Свою деятельность он направил целиком и полностью на краеведение в самом широком смысле этого слова. Основной аудиторией передачи всегда являлись школьники, для них  он и создавал свои юмористические рисованные персонажи.

Можно подумать, что нарисованные герои выпусков имеют своих реальных прототипов. Это, конечно, не совсем верно. За рисунками веселых человечков реальных героев нет. В них заключены образы многих детей, с кем доводилось Дмитрию Сергеевичу встречаться, тех, кто помогал ему готовить передачу. Наверное, поэтому герои его рисунков выглядят добрыми, весёлыми, любознательными. Они всегда готовы к путешествиям и исследованиям родного края. Вместе с автором они путешествуют на страницах его книг,  в передаче «Не за тридевять земель» рисованные персонажи возглавляют рубрики, представляют зрителей и отправляются вместе с нами в путешествия по просторам нашей области, за её пределы, а то и в глубь времен.

В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления.

Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем. Истоки её восходят к античной. художественной культуре; карикатуру можно видеть в средневековом искусстве, народном творчестве, особенно в лубке. Методы карикатуры могут использоваться в различных видах и жанрах искусства ( в плакате, газетной или журнальной графике). Именно эти свойства жанра и использовал в своей деятельности Дмитрий Сергеевич.

Успех несомненен и выдержал испытание временем. Сорок семь лет на телеэкране, неоспоримый мировой рекорд, достойный Книги Гиннеса и признания в своем Отечестве. За полувековой период своего художественного творчества и до последнего времени популярный ведущий не удостоился  ни одной персональной выставки. Для художественного сообщества его творчество всегда оставалось по другую сторону экрана. И зрители передачи были лишены возможности воочию увидеть то громадное количество рисунков, созданное Дмитрием Сергеевичем во время работы над программами. За исключением книжных иллюстраций.

 

 

 

 

ХУДЯКОВ Дмитрий Сергеевич
(страницы биографии)

Имя его до сих пор не занесено в книгу рекордов Гиннеса только потому, что никто не догадался послать соответствующую заявку в Лондон. Самому же ему это сделать – просто недосуг. Тем более что слава интересует его мало. И без того почти каждый коренной саратовец знает его, как говорится, «в лицо».

Что же касается того, что сделал и продолжает сегодня делать этот человек - уникально. И, думается, не только в рамках России. Создав 45 лет тому назад на Саратовском телевидении авторскую краеведческую программу, он ведёт её все эти годы без перерывов, обнародовав в эфире 1200 передач, продолжительностью около 40 минут каждая.

Что же способствовало детищу Дмитрия Сергеевича столь удивительное долголетие? Щедрые спонсоры? Влиятельные политики? Нет. Какой-то особой административной или финансовой поддержки он никогда не имел. Вот моральная, со стороны своих зрителей, была. Он всегда получал много больше писем на студии, чем другие. Тогда, может быть, помогала ещё и удачно выбранная форма программы? Игра. Но не привычное пёстрое шоу, где зрителям предлагается угадывать мелодии, заполнять пробелы в словах, выполнять какое-то неожиданное задание. Это – «игра в газету», вполне серьёзную и глубокую по содержанию. У неё – регулярные выпуски.

Постоянные темы и рубрики – «Города и веси Земли Саратовской», «Этюды о земляках», «Путешествия по берегам морей, которых никто никогда не видел» - древнейшая история в камнях и окаменелостях, «Калейдоскоп монет» - для зрителей, которые монетах и купюрах видят не просто деньги, а прежде всего – памятники истории края, «Заметки на листках календаря» - о природе с экологическими акцентами, «Самое-самое вокруг нас» - попытки составления «Книги рекордов Земли Саратовской» и т. д.

У игры, как и положено для газеты, свои «читатели» (зрители) и «корреспонденты», присылающие сообщения, в основном по почте. 500 писем в год, а бывали случаи – до 2500. Иные «сотрудники» занимаются этим уже по 20-30 лет подряд, передавая постепенно эту «должность» своим детям, а то и внукам. И всё, разумеется, «на общественных началах». Свои авторы у «Не за тридевять земель» имеются во всех 38 районах и 18 городах области. И даже на сопредельных с саратовскими землями территориях – Пензенской, Тамбовской, Воронежской, Волгоградской, Самарской областях,– в Республике Казахстан.

Конечно же, долголетию программы способствует и её чёткая краеведческая направленность, выраженная не только  в удачно придуманном названии. Опора на одно из сильнейших чувств, присущее большинству людей – желание побольше узнать о тех краях, где они живут. И ещё рискнём предположить, что успех «Не за тридевять земель» в чём-то зависел и зависит от личных качеств её автора и ведущего.

Он родился 6 марта 1928 г. в Саратове в семье педагогов. Его отец – Сергей Дмитриевич был родом из с. Перекопного, ныне Ершовского района (Саратовское Заволжье). Человек чрезвычайно любознательный, пытливый, кругозор которого отнюдь не ограничивался преподаванием физики в Педагогическом институте.

Прогулки с сыном по городу и окрестностям были для Димы первыми уроками любви к родному краю, которые во многом определили дальнейшую судьбу мальчика. Мать – Серафима Ивановна родилась в Саратове (1904 г. р.) в небогатой мещанской семье. Всю свою недолгую жизнь она посвятила педагогической работе в школе и заботе о семье, привив, в частности, сыну любовь к чтению, музыке, рисованию. Добрая, ласковая, где надо – строгая. Такой она осталась в его памяти, рано уйдя из жизни в 1941 г.

13-летний подросток остался в прифронтовом городе, практически один, поскольку отец часто уезжал в командировки. Но, повезло с друзьями. Один из соседей по улице увлекался музыкой. Дома у него хранились оставшиеся от деда партитуры многих известных опер. И можно было, выпросив на ночь одну из них, при коптилке, одним пальцем проигрывать основные мелодии на своём домашнем пианино. Другой сосед увлекался иностранными языками. Третий – астрономией и знал несколько десятков созвездий. Четвёртый, сын слесаря, был мастером «на все руки». Дима старался не отставать от друзей. И это была его «школа расширения кругозора» и «развития умений».А была тогда же в его жизни и другая школа. Обычная, где помимо положенных занятий ученик Худяков рисовал карты для географического кабинета.

Показывал на узкоплёночной передвижке учебные кинофильмы, на правах киномеханика-самоучки. Был одним из самых активных в драмкружке, получая нередко ведущие роли. В 1946-м поступил в Саратовский Государственный Университет. По семейной традиции, избрав физический факультет. И здесь – помимо положенных лекций, семинаров, лабораторных занятий успевал бывать в редакции многотиражки. Писал заметки. Готовил фоторепортажи. Пробовал себя в рисовании шаржей. И ещё – вузовский спортклуб. Начав тренировки в секции лёгкой атлетики, Худяков со временем стал разрядником в десятке видов спорта, среди которых – лыжи, равнинные и горные, велосипед, альпинизм, спортивное ориентирование.

Секцию туризма, первую в университете и в городе, он, с единомышленниками, создал сам. И еще, будучи студентом, успел побывать во многих уголках страны. А спустя несколько лет после окончания вуза выполнил нормы мастера спорта в этом виде. Каждый раз, вернувшись из очередного путешествия, Худяков старался рассказать об увиденном. В газетных статьях, по радио, на различных встречах в клубах. Но с появлением в Саратове в конце 1950-х годов местного телевидения перед ним открылась «аудитория» таких масштабов, о которых только можно было мечтать. И можно было заняться делом, где могло пригодиться всё, что он к тому времени знал и умел. С первых же выходов в эфир Дмитрий Сергеевич стал и организатором программы, автором сценариев, фотографом, художником, знатоком родного края и интересным собеседником.

Хочется заметить, что трудовая книжка, полученная им после окончания университета, содержит довольно много записей. Из них можно узнать, что работал он и инженером на радиозаводе. И преподавателем, сначала в электромеханическом техникуме, потом в средней школе, позже – в Художественном училище. Был лаборантом в фотокинокабинете Педагогического института, корреспондентом Саратовского радио, тренером в спортклубе Университета. Последняя запись указывает, что в течение последних 36 лет, он – руководитель детского и подросткового краеведческого клуба при Областном центре дополнительного образования. Но вот что может показаться удивительным, в официальном документе не упоминается телевидение, хотя именно ему Дмитрий Сергеевич посвятил почти полвека своей трудовой жизни. Оказывается, что он никогда не был в этой организации, как говорится, «в штате». По словам самого Худякова эта работа для него просто…удовольствием. Она позволяла и позволяет ему всё время чувствовать себя «в радостном состоянии творчества». Не терять ощущения того,  что ты постоянно нужен людям.

Надо отметить, что помимо программы «Не за тридевять земель», среди созданного Худяковым – 10 фильмов, вышедших на телевизионные экраны страны в 1960-80-х годах. 3 изданных книги, разумеется – о саратовских краях и о саратовцах. Обширнейший краеведческий архив при Центре «Поиск», содержащий до 500 тыс. писем, фотографий, рисунков. Учебный краеведческий музей в детском лагере «Родничок».

Сейчас, числясь уже как 16 лет на пенсии, Дмитрий Сергеевич, кроме подготовки очередных выпусков «Не за тридевять земель» участвует в работе краеведческого клуба Центральной библиотеки Саратова. Во время школьных каникул проводит встречи с детьми, отдыхающими в спортивно-оздоровительных лагерях. Постоянно консультирует всех, кто интересуется Саратовской областью – учителей, руководителей туристских походов, журналистов. Пишет очередную книгу.

Со своей женой – Валентиной Павловной - они вместе уже полвека. Она  тоже в прошлом – физик и любительница путешествовать. Надёжная хранительница домашнего очага.

Дочери – Екатерина и Татьяна, хотя родились в семье физиков, а в детстве, не отставая от родителей, побывали во многих местах родного края, позже пошли своими путями. Одна – стала врачом, другая – геологом. Внуки помогают деду в работе, когда тот, готовя очередной выпуск программы,  сталкивается с трудностями применения «современных технологий» – компьютера, цифровой фотографии, использования Интернета и электронной почты.

Государственных наград у Худякова одна – звание «Заслуженный работник культуры». А вот местных, особо дорогих для него, две. Губернаторский знак «За любовь к родной земле», который он получил первым среди своих земляков, и звание «Почётный гражданин Саратовской области». Высшая благодарность края, где он родился и которому посвятил всю свою творческую жизнь.

   

 

«Этюды о земляках».
(Глава из неопубликованной книги)

Нам, читатель, надо в Алексеевку.

В ту, что в Хвалынском районе области. В старые, и как обычно говорится, добрые времена, мы с тобой, читатель, отправились бы в очередное наше путешествие на пароходе местной линии. Может быть даже - на колёсном. А самое главное - на неторопливом, делающем остановки около всех крупных сёл. Мы бы любовались светло-желтыми пляжами и зелёными лесами многочисленных волжских островов. Разглядывали бы кручи легендарных Змеёвых гор. Удивлялись  белизне Вольских меловых карьеров.  Посмотрели бы на шлюзы Саратовской ГЭС и 12-ти километровый канал, разделяющий город Балаково на две части. А потом, выйдя на просторы Саратовского водохранилища, которое тут часто называют "морем", вскоре, на фоне южной оконечности Хвалынских гор,  увидели бы и Алексеевку.

Несколько лет тому назад можно было этот путь проделать и на быстроходной "Ракете", Или,  на столь же стремительном "Метеоре". Но, думается, знакомство с Волгой, как и со всем великим, как говорится,  не терпит суеты. Сидя за стеклом иллюминатора в самолётном кресле судна на подводных крыльях, видишь, конечно, всё те же, что и с палубы парохода - сёла, острова, горы. Но, теряешь при этом что-то очень важное. Нет запахов реки, нет ощущения пространства, нет возможности рассмотреть что-то на берегу. Всё стремительно пролетает мимо, сопровождаемое дробным суетливым стуком двигателей судна. И кажется, что будто бы ты совсем и не на реке, а дома, сидишь на диване, и смотришь по телевизору фильм, снятый спешащим куда-то оператором. Что делать, но, в наш торопливый век, люди, даже во время путешествий, продолжают куда-то по привычке торопиться. И лишают себя возможности приглядеться к окружающему их миру.

Пароходам, велосипедам, лодкам они теперь чаще предпочитают автомобили. Ну, что же, местных пароходов сегодня на Волге почти нет,   вот придётся и нам воспользоваться автомобилем. Шоссе Р-228 проложено по правому берегу Волги почти везде довольно далеко от реки. И потому её мощной водной глади из окна нашей "мысленной" машины мы не видим. Она - где-то справа. А  наш автомобиль, то и дело, кидает вверх и вниз, из одной долины волжских притоков в  другую, лента серого дорожного асфальта. Елшанка, Курдюм, Чардым. Знакомые всем водителям недобрые Три сестры, три крутых горы перед селом Андреевкой.  Но, вот, наконец-то, справа и Терешка, самая быстрая речка Земли Саратовской. Пересекаем её. Указатели напоминают, что скоро Вольск. Однако, нам сейчас в этот город не надо. Не покидая Р-228, берём немного левее, углубляясь в массив Вольских нагорных лесов. И опять - долина волжского притока. Теперь уже - Терсы.

Очередной подъём и впереди засинело самое высокое в наших краях поднятие земной поверхности - Хвалынские горы. Не доезжая до них, покидаем автотрассу, и сворачиваем  направо. В конце пологого спуска - Алексеевка. Один из старейших населённых пунктов области. Основан, по одним данным, во второй половине XVII века, как солдатское поселение, для охраны волжских берегов. По другим, что кажется более правдоподобным, просто, как село, куда тогда же, князья Голицыны перевели из центра России часть своих крепостных. Во второй половине XIX в. в затоне около села стали зимовать и ремонтироваться волжские суда, в основном принадлежавщие обществу "Самолёт". Были построены механические мастерские. По этой причине со временем  село приобрело статус рабочего посёлка. В Алексеевке немало достопримечательностей. В частности, тут частично сохранился дворец более поздних хозяев здешних земель, графов Воронцовых-Дашковых. В нем, в 20 годы прошлого столетия размещалась первая в Поволжье детская воспитательная колония им. Дж. Рида. Но, нас сейчас будет, прежде всего, интересовать здание, над которым виден флаг с изображением корабельного штурвального колеса. Это - школа. Та, в которой учился человек, впоследствии ставший Героем России, первым из уроженцев Земли Саратовской.           

ПАШИН  ВАЛЕНТИН МИХАЙЛОВИЧ

Он и родился в рабочем посёлке Алексеевка. Отец - механик на судоремонтном заводе. Мать - бухгалтер. В школе учился очень хорошо, а потому, окончив её в 1954 г. без особого труда, сразу же сумел поступить в  один из лучших технических вузов страны - Ленинградский Кораблестроительный институт. Почему выбрал именно его? На этот вопрос сам Пашин ответить затрудняется. Конечно же, сказалось и то, что всё детство он видел перед собой пароходы, пусть хоть и речные. Бывал в мастерских. Видел в работе своего отца. А, может быть, как-то повлияло и другое.

Лучший товарищ Валентина, окончивший школу на год раньше, поступил именно в Кораблестроительный. И постоянно писал из Ленинграда письма, советуя Валентину сделать то же самое. Вуз, как и школу, Пашин окончил с отличием. И его тут же направили в Центральный Научно-Исследовательский институт, где проектировались суда для гражданского флота и корабли - для военного.

Начав работать рядовым инженером, Валентин Михайлович за 30 лет прошел всю должностную лестницу ЦНИИ. Начальник сектора, начальник отделения, заместитель директора, директор.

Естественно, постепенно повышались присуждаемые ему научные степени и звания - кандидат технических наук, доктор, профессор, член-корреспондент Российской Академии Наук, академик. В 1985 г. он стал Лауреатом Государственной премии. А на грани двух тысячелетий получил очень престижный Серебряный крест и диплом "Человек 2000 г." в номинации "Военно-Промышленный комплекс".

Понимаю, читатель, что перечень должностей, званий, наград даже такого человека, как академик Пашин, может показаться суховатым и не очень интересным. Он, конечно, даёт представление о том, как постепенно, с ростом опыта, ученый получал возможность руководить всё более крупными подразделениями института, решать всё более сложные задачи.

Но, ведь хотелось бы узнать, скажем, имена кораблей и судов, которые он и его подчинённые проектировали. Представить себе, как шли потом эти суда и корабли по морским торговым дорогам или несли службу на океанских границах страны. Увидеть эти корабли и суда, хотя бы, на фотографиях. Однако пока такой возможности у нас нет. В общедоступных источниках фамилия нашего земляка появляется не часто. Он всё ещё продолжает оставаться человеком "весьма засекреченным". Поскольку, как ты уже понял, Валентин Михайлович всю свою жизнь занимается не только пассажирскими лайнерами и сухогрузами, но ещё и противолодочными кораблями, и авианесущими крейсерами, и подводными лодками.

Ну, а за какие заслуги он был удостоен почётнейшего звания Герой России? Ведь его "золотая звёздочка" определённо должна быть связана с каким-то конкретным подвигом. Или, хотя бы, с выполнением какого-то чрезвычайно важного технического задания? В Указе Президента на этот счёт никаких сведений нет. Дана только очень краткая, ничего не раскрывающая, формулировка - "за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания".Но, давайте подумаем. Указ о награждении Пашина был подписан в 1994 г. Следовательно,  где-то незадолго до этого Пашин принимал участие в какой-то исключительно важной и, возможно ещё и опасной работе. Очень вероятно, что он даже и руководил ей.

Можно догадываться, что от её успешного завершения, зависела, если и не судьба страны, то уж точно - международный престиж России.    Рискнём предположить, что эта работа была связана с событиями, последовавшими за гибелью в Норвежском море атомного подводного корабля  "Комсомолец" (тактический номер К-228).  Напомню. 7 апреля 1989 г. во время возвращения на базу с боевого патрулирования, на этой, самой совершенной тогда и строго засекреченной, подводной лодке возник пожар. Лодка всплыла, но, через несколько часов, во время которых её экипаж безуспешно пытался бороться с огнём, затонула. Вместе с ней погибли и 42 подводника. Поднять лодку, или, хотя бы, сразу же её обследовать, не представлялось возможным. С сильно повреждённым корпусом, она лежала на глубине 1680 м.

Когда, спустя два года, под воду, наконец-то, были спущены специальные аппараты, выяснилось ещё одно неприятное обстоятельство. Из двух торпед с ядерными зарядами, которыми была вооружена лодка, началось вытекание радиоактивных веществ. Это грозило серьёзным заражением Норвежского моря, где многие страны вели активный рыбный промысел. Нависла угроза крупнейшей экологической катастрофы. Разрастался международный скандал.

Работы по локализации торпед начались в 1992 г. Задача, стоявшая перед специалистами, была исключительно трудной. Подобной ещё никому в мире решать не приходилось. Большая глубина. Температура воды около лодки - минус 0,9 градуса. Давление - многие десятки атмосфер. Почти полное отсутствие видимости. И, кроме того, надо было торопиться, зона радиоактивного загрязнения увеличивалась.

В  работу включились десятки НИИ и заводов. Готовились специальные титановые плиты, из которых предполагалось собрать надёжный "саркофаг" для торпед. Разрабатывались специальные клеи, для скрепления этих плит под водой. Проектировались, строились, и доставлялись к месту катастрофы, управляемые на расстоянии, аппараты, которые могли бы выполнить нужные действия в глубинах моря. 

Как ты думаешь, читатель, могли бы в это время оставаться в стороне  крупнейший кораблестроительный центр России ЦНИИ им. Крылова и его руководитель -  академик Пашин?

Заключительный этап локализации ядерных торпед в Норвежском море, был самым трудным, и не ошибёмся, сказав, что ещё и очень опасным. Проведён он был в июле-августе 1994 г. Подписание же Указа о награждении тех, кто предотвратил угрозу глобальной катастрофы, надо полагать, состоялось вскоре после успешного завершения всех работ.

А вот теперь заглянем ещё раз в Указ о присвоении Пашину звания Героя России. Он подписан президентом страны 25 октября 1994 г. Так что всё, вроде бы, совпадает?

Можем мы, наверное, ещё предположить и то, что наш земляк и главный кораблестроитель страны, позже, уже, будучи Героем России, принимал самое непосредственное участие и в другой уникальной технической операции. В  подъёме из морской пучины погибшего атомного ракетоносца "Курск". Однако достоверных сведений у нас с тобой, читатель, пока нет. И пусть это будет просто догадкой. 

Говорят, что в Алексеевку Валентин Михайлович приезжает каждое лето. И, конечно же, не только для того, чтоб встретиться с родственниками, полюбоваться на Волгу и её берега, заняться рыбалкой, или, наконец, что вполне естественно, сбросить на время с плеч груз руководителя крупнейшего в стране научного института. С особым нетерпением он ещё всегда ждёт и встречи со своей школой.

Выступления в школьном зале, на которые стараются попасть чуть ли не все жители посёлка. Шуточные представления и розыгрыши. Доверительные беседы. Откровенные разговоры о жизни, с глазу на глаз. И ещё, обязательное выяснение того, чем он может помочь. Правда, и так уже, несколько лет тому назад академик подарил своим землякам несколько компьютеров. Неоднократно привозил новые книги, видеофильмы, журналы. Старался устраивать для алексеевцев во время школьных каникул экскурсии в Санкт-Петербург, с посещением ЦНИИ им. Крылова. Но, всегда ему кажется, что этого мало. И всегда хочет он сделать что-то  ещё.

На родине Валентина Михайловича уважают и чтят. Преодолев существующие традиции и законодательные препятствия, добившись в высших инстанциях формулировки - " в порядке особого исключения", ученики и преподаватели добились права написать около входа в школу, что она носит имя академика Пашина.

Вот тогда-то, кстати, и появился над зданием, где учился Валентин Михайлович,  тот самый флаг с изображением корабельного штурвала. Символ успешного плавания по "морю знаний", по маршрутам, проложенным их знаменитым земляком.

 

 

Путешествия по Саратову с помощью
топографических планов

В телевизионной передаче есть рубрика: «Поселки Саратова». Мы вместе с Дмитрием Сергеевичем путешествуем по Саратову с помощью географических и топографических карт.  

С твоей помощью, читатель, проводится поиск существующих сейчас, отмеченных на картах посёлков, хуторов и деревень. К настоящему времени в нашем списке 55 посёлков. Их больше сотни, мы планируем на страницах нашей газеты посетить их все, отправиться в путешествие не только в пространстве, но и во времени. Будем, читатель, узнавать не только историю местности, но и ознакомимся с более древними археологическими и геологическими данными. Побываем на берегах морей, которых никто никогда не видел, поговорим с людьми из каменного и медного века…

Большая и малая Поливановки.

Давайте выясним, глядя на карту, какие же в Саратове есть посёлки  с названиями, начинающимися на букву П. Есть, по крайней мере, 5 посёлков. На северо-западе города  - посёлок Большая Поливановка. Есть очень большой соблазн связать название посёлка  с фамилией генерал-майора Ивана Игнатьевича Поливанова, который был первым саратовским губернатором с 1781 года. Но в те времена губернатор не мог иметь недвижимость, поэтому вопрос остаётся спорным. Когда появилась Поливановка, точных сведений у нас нет, но на довоенных картах 1940 года мы видим, что Поливановка- это очень маленькое село. Современные размеры посёлок приобрел во второй половине XX века. Интересно было бы упомянуть фамилию человека, который занимался в 50-х годах планированием Поливановки, имеющей в настоящее время более 1000 жителей и расчерченной 18-ю улицами, архитектора Николая Константиновича Усова. В послевоенные годы он проводил огромную работу в Ленинском районе и, в частности, в Поливановке.

Во второй половине девятнадцатого века на краю Саратова стала закладываться улица, довольно длинная. На современных картах она пролегает от 2 ой Садовой до Глебучева оврага. Улице дали название Царёвская, уже это вызывает интерес.

Царёвской она была названа не в честь какого то императора, не в память одного из царей, но по имени города, который в те времена входил в Саратовскую губернию и располагался на юге. В честь города Царева и была названа улица. Примерно так у нас образовались и другие улицы: Камышинская, Царицынская. Так образовалась и Царевская улица. Упиралась она в Глебучев овраг и здесь же в те времена она заканчивалась.

Вот уже в двадцатом веке, на более поздней карте видно, на пересечении Глебучева оврага и ул. Царевской появился небольшой поселок. Как он в те времена назывался, мы не знаем. Сведений об этом у нас нет. Но в 1918 году Царевская улица была переименована в улицу Пугачевскую. И вот тогда уже существовал небольшой поселок в конце ёе, на склонах Соколовой горы. Поселок, который назвали Пугачевским. Очень любопытен факт, что среди жителей Саратова этот поселок именовался «Пугачи». Это отображение в названии характеристики местных жителей: те, кто живет в поселке,  они «такие». Те, кто живет на Соколовой горе,  они «горные», а на Пугачах - они «пугачи». Такая традиция поименования часто встречается, и сохраняется по сей день. Поселок находился на краю города, там селились те, кто не мог себе позволить участок земли в центре. Среди них были люди весьма лихого нрава, и если вслушаться в название «Пугачи». в этом уже есть что-то пугающее, определенная репутация. Вот такая картина сложилась в двадцатые годы прошлого столетия. Уже к пятидесятым годам поселок значительно вырос. Тогда же и произошло разделение на два поселка: слева от ул. Танкистов, за Воскресенским кладбищем образовался 1й Пугачевский поселок. Справа: 2й Пугачевский, на склоне Соколовой горы и Глебучева оврага. Таково было прошлое, но у поселков ожидается и будущее: во втором Пугачевском поселке планируется строить элитные комфортные дома на склонах Глебучева оврага, справа от улицы Танкистов. Планы строительства уже опубликованы. Может быть, это будет третий Пугачевский? Но, скорее всего название он получит какое-нибудь современное, в духе времени.

 

 

 

Старые карты рассказывают

 

Пчелка

На берегу Волги, севернее Набережной, находится поселок Дальний затон. Выше его по течению находится поселок Пчелка. Сведений о происхождении названия у нас нет, что-либо выдумывать, мол, были там пасеки, снабжавшие пол-Саратова медом, не хочется. Возможно, кто-то из живущих там жителей прояснит ситуацию? Очень бы хотелось узнать происхождение названия.

 

Если внимательно посмотреть на карту, то сразу видно, что в районе поселка расположено множество нефтяных скважин, емкостей для хранения нефти и нефтяных насосов. Со слов старожилов, проживавших в соседнем поселке Дальний затон с момента его основания ,в 1947 году ещё не было оврага, который теперь носит имя «Сеча» и возле которого позже возникла «Пчелка». Во время войны те места были отведены под дачные участки, позже заброшенные. Осталось много садов с одичавшими деревьями яблони и вишни. Вот где-то в конце сороковых, начале пятидесятых туда и пришли нефтяники, тогда же и стал образовываться овраг, склоны которого зарастали дичками. Овраг, очевидно, разрушил какой-то археологический памятник: грунтовой могильник или курганную группу, жителям или рабочим попадались выпадающие из земли кости. Вот и назвали овраг «Сеча». С названием поселка не все так просто. Скорее всего он получил свое название по фамилии кого-то из нефтяников. Редакция обращается к нашим читателям с просьбой сообщить известные им факты о происхождении названия данного поселка.

На букву П у нас в Саратове восемь или девять поселков. Сейчас уже мы назвали пять из них. Они существуют сейчас и названия их крупным шрифтом набраны на карте. А есть ещё по крайней мере четыре, следов которых мы с Вами на современных картах не найдем. Будем искать их на картах девятнадцатого века, и продолжать путешествие по поселкам города Саратова.

 

 

Пишут наши корреспонденты

Андрей Иванович Яшин пишет нам о грибе- зонтике,в нашей области он  самый крупный гриб,начинает расти с августа и до октября, самый универсальный, его можно сушить, солить, варить, жарить и мариновать.  Почему-то многие  его считают мухоморами за счет темных точек на шляпке. Это не так: Гриб-зонтик пестрый (иначе скрипица пестрая, белянка, оклуб; Agaricus [Lepiota] procerus Scop.) — крупный гриб из группы гимениальных грибов. Вышина его от 12 до 25 дюймов, ширина шляпки до 12 дюймов. Молодая шляпка имеет продолговато-яйцевидную форму, с возрастом она расправляется и принимает вид раскрытого зонтика. Корреспондентка «НЗТЗ» Наталья Новак ( Трунева), ныне проживающяя во Франции, но поддерживающая с нами связь, предложила рецепт приготовления нехитрого блюда из этого гриба:

Самый высокий гриб в наших краях

 

Грибной шницель по-парижски:

500 г грибов (шампиньоны, гриб-зонтик пестрый, рядовки, дождевик настоящий), 1 /2 л молока, 1 яйцо, 80 г муки, 200 г жира для жарения, соль.

В молоке размешать яйцо, муку, соль и хорошо вымешать тесто, но тесто не должно быть густым, так как после жарения оно будет твердым, а жидкое наоборот бы растеклось. В тесто обмакнуть порезанные как шницели на большие ломтики подсоленные грибы (шляпки) и обжарить их на жире до образования румяной корочки. Подавать с шпинатом или с тушеным зеленым горошком и с картофелем.

 

* * *

Анатолий Круглов, нашел монету в пять тенге, 2004 г. Казахстан герб сложен, но вот что мы про него знаем: Герб Казахстана принят в результате конкурса, на который было прислано 245 работ и 67 писем с предложениями. Лучшим был признан проект архитекторов Жандарбека М.Малибекова и Шота-Амана Валиханова. Герб утверждён 4 июля 1992 года (Закон о Государственном гербе Республики Казахстан), а впервые представлен 6 июля 1992 года. В качестве основы герба художники выбрали изображение "шанырака" - верхней сводчатой части юрты. От "шанырака" в виде солнечных лучей расходятся деревянные рейки каркаса юрты  - "уыки". Вверху герба изображена золотая звезда, по бокам крылатые и рогатые сказочные кони "тулпары", а внизу надпись "Казакстан" на казахском языке.

Элементы герба выполнены золотым цветом на голубом фоне. "Шанырак" в гербе символизирует отчий дом, вселенную, тулпары - мечту о будущем и высоту полёта, звезда - единство и организованность помыслов. В проекте герба вместо пятиконечной звезды предполагалось изобразить полумесяц и три маленькие звезды, предлагались также восьмиконечная и семиконечная звезда. Однако, в итоге была выбрана пятиконечная звезда. Наша область с некоторых пор пограничная, и на протяжении 580 километров мы граничим с иностранным государством, республикой Казахстан. А как монеты попадают в наши края? Об этом и о других находках в нашем крае продолжим разговор в следующих номерах под рубрикой «Калейдоскоп монет».

Монета, найденная А.Кругловым

 

 

 

Новый центр Краеведческой информации

 

В сентябре создадут Центр муниципальной и краеведческой информации Саратова на базе Центральной городской библиотеки.

Главная цель создания Центра - обеспечение свободного доступа к муниципальным и краеведческим информационным ресурсам, "отражающим современное социально-экономическое, историческое и культурное развитие города". В рамках работы Центра предполагается создать:

- систему взаимодействия учреждений и лиц, занимающихся распространением муниципальной информации;
- систему услуг, основанных на предоставлении муниципальной информации с использованием новых технологий;
- формы взаимодействия населения с ОМСУ на базе муниципальных общедоступных информационных центров.

По словам директора Центральной библиотеки Ирины Кононенко, организация работы по открытию Центра ведется в соответствии с разработанной в ЦБ целевой программой "Создание системы эффективного доступа населения Саратова к муниципальным и краеведческим информационным ресурсам на базе городских библиотек".

Возможно, из этого центра обеспечат доступ к вновь созданному сайту о Саратове. Совершенно новый сайт, имеющий самое непосредственное отношение к Саратову под названием "САРАТОВ - туристический портал" www.sarrest.ru - заходите на сайт, вас ждет там немало интересного, виртуальные путешествия по музеям, галереям, выставкам, старому Саратову. Качество сайта великолепное, интерфейс легкий в обращении, пока у него только один недостаток - за два месяца его посетило всего 8 человек, трое из них с целью размещения рекламы.

 

 

 

Саратовская  область

Юра Афанасьев из Аткарска спрашивает о происхождении названия села Переезд, расположенном на берегу река Аткары недалеко от железнодорожной станции Екатериновка. Это село насчитывает в своей истории свыше двухсот лет. В 1997  году оно торжественно отмечало свое двухсотлетие, приурочив празднование к основанию Саратовской губернии. В этом году, стало быть, с.Переезд исполнилось 210 лет. Год основания установили учащиеся местной школы и их учителя. Их же и можно считать основными летописцами его истории. Село было основано тамбовскими и рязанскими переселенцами, покинувшими свои исконные места после смерти Екатерины Второй. По местной легенде, в названии села приняли участие жители соседнего села Сластуха, которые за взятку губернскому землемеру-чиновнику отхватили землю, пригодную для распашки у р. Аткары. После такого передела собственности жителям новопоселенцам не оставалось ничего, как переехать за реку и назвать свое новое поселение Переезд. Село росло, очень скоро там появились переселенцы из Малороссии, дав тем самым название Украина той части села, где они проживали.

В селе есть так же районы с названиями Медовка (жили пчеловоды-пасечнеки?), Погореловка (туда переселялись пострадавшие от огня?),Мишин хутор(построенный легендарным Мишей). Деревянная церковь просуществовала в селе более века ,и еще до разрушения деревянной жители возвели каменную церковь из красного кирпича, дожившую до наших дней. Храм Архангела Михаила отметил в 2005 году столетие. По нашим сведениям ,сейчас храм отреставрирован, в нем проводятся богослужения и над селом слышен колокольный перезвон. Юные экологи из Саратова под руководством Бориса Андреевича Софинского во время своего похода этим летом проезжали через село и любезно предоставили нам свежие снимки. (на фото внизу реставрируемый храм).

Храм в селе Переезд, фото 2007г.

Нам в редакцию попало письмо Риммы Яковлевны Лебедевой, жительницы Саратова с педагогическим стажем в пятьдесят лет. Римма Яковлевна уже давно ведет инициативную работу по установлению в г.Саратове памятника людям, исполнившим более четырехсот лет назад царский указ о закладе города-крепости Саратов. Речь идет о князе Г.И.Засекине и боярине Ф.М.Турове.

Они считаются основателями первого Саратова.(Если читателям неизвестно ничего о происхождении нашего города, мы рекомендуем познакомиться с книгой Д.С.Худякова "Земля Саратовская", выпущенной в 1998 году издательствами "Кадр" и "Соотечественник"). Римма Яковлевна создала проект памятника основателям, нарисовала эскиз. Судя по письму, учительницей была проведена большая исследовательская работа для воссоздания исторических костюмов, которые могли носить Туров и Засекин.

Многие жители нашего города, не только Римма Яковлевна, ратуют за установление этого памятника. Пока такого монумента в Саратове нет. Грядет  420  - летие Саратова, возможно это изменит отношение городских властей к основателям города и они все же удостоятся памятного изваяния?

 

 

 

Наш земляк на вершине мира

 

Хотим напомнить нашим зрителям, а теперь и читателям, что Сергей Богомолов ещё12 июля 2007г. начал восхождение на вторую по высоте вершину планеты - пик К2. Конечно, он отправился туда не один, а в составе команды спортсменов-альпинистов.

Он сообщает с помощью радиосвязи, что уже добрался до подножия горы. Пик К2, или  его еще называют Чогори,-это гора в Пакистане высотой 8611 метров. Она считается одной из опаснейших вершин мира. Журналисты создали ей репутацию горы-убийцы. Четыре года назад здесь погибли четыре альпиниста из экспедиции Богомолова и восхождение решено было прервать. В этот раз покорять К2 решено по классическому японскому маршруту с севера. Считается, что так наиболее безопасно. Напомним, что всего месяц назад Сергей Богомолов вернулся из Непала, где три месяца в составе международной экспедиции  покорял гору Аннапурна. Эти две вершины для саратовского альпиниста - по сути, завершающий этап его личной программы восхождений на все восьмитысячники мира.

На покорение К-2 отводилось три месяца, пока еще вершина не достигнута, путешественники пережидают небла-гоприятные погодные условия в 500 метрах от вершины. Они поднимались туда по западному склону, самому трудному и неприступному. А до этого, что бы добраться до подножья вершины, им пришлось преодолевать бездорожье и реки на верблюдах. Если взглянуть на покорение вершин глазами не человека, а, например, марсианина, то возможно придешь к выводу - люди хотят поселиться на самых высоких точках планеты.

Вот, читатель, мы сталкиваемся с настоящей тайной, загадкой. Из года в год штурмуются запредельные высоты, где для человека, в общем - то, условия, мягко говоря, смертельно опасные. Отсутствие пищи, тепла, разреженная атмосфера. Что же двигает эту экспансию? Зачем люди совершают бессмысленные, на первый взгляд, действия?

Возможно, вернувшись из своего похода, Сергей поделится с нами своими мыслями по этому поводу?

 

 

Две  загадки Зубриловской усадьбы...

До чего же красива и богата историческими событиями река Хопер! Уже не первый год мы путешествуем с юными экологами и краеведами по этой удивительной речке и не перестаем делать в своих походах интересные открытия.

Знаете ли вы, ребята, что великий баснописец И.А.Крылов бывал на саратовской земле?  В свои молодые годы он был гувернером у детей князя Голицына - Прозоровского, чья дворянская усадьба стояла как раз на реке Хопер  у села Зубрилово.  И было у них заветное место в чаще леса, где стоял одинокий дуб, под которым и шло воспитание княжеских недорослей. И как гласит легенда, именно под этим дубом и была написана известная басня “Свинья под дубом вековым...” Сейчас на этом месте растет маленький дубок - правнук того Крыловского. В одной из своих экспедиций мы расчистили тропу к этому памятному месту’, убрали бурелом и сорняки.

Знаменита Зубриловская усадьба и своим  храмом, построенном более 250 лет назад по проекту итальянских зодчих. Это один из немногих действующих храмов, где исравно идут службы. Поражает внутреннее убранство, фрески на древних стенах. Кто расписывал храм - об этом до сих пор спорят искусствоведы. А еще этот храм таит в себе загадку, до сих пор не разгаданную.  А дело в том, что на наружной стене храма изображена икона пресвятой Богоматери размером метр на два. Как рассказал нам отец Николай - священник храма - этой иконе более 200 лет, она ни разу не реставрировалась и выглядит так, как будто нарисована только вчера. Во времена воинствующего  атеизма эту икону не раз оскверняли - закрашивали краской. Но совершалось чудо - икона самовосстанавливалась в прежнем виде! Как вам эта загадка, ребята? Напишите нам, что вы думаете об этом феномене.

А вот еще  одна  загадка Зубриловсой усадьбы - дивной красоты архитектурное творение под названием “Девичья Башня”. Путь к ней непрост - через глубокий овраг с некогда бывшим здесь прудом, который вдохновил известного саратовского живописца Борисова - Мусатова на полотно “У водоема”.  А теперь представьте себе сложенную из фигурного кирпича гигантскую бочку диаметром около 15 метров и высотой до 20 метров с ажурными оконными и дверными проемами. А некоторые элементы  конструкции даже позволили нашим ребятам потренироваться в альпинистской сноровке.  Разное говорят об этой башне. То ли князья заточали сюда неверных жен, то ли строили их по образцу тех башен, которые видели они в своих военных походах по западной Европе. Где же истина? Давайте подумаем вместе - самые интересные версии газета готова опубликовать.

Мы рассказали только о двух загадках Хопра. А ведь есть еще таинственные подвалы бывшей усадьбы князя Нарышкина в Летяжевке, и удивительная история поселка Турки. и тайна знаменитого Мертвого омута около  Аркадака. А чудом сохранившийся уникальный парк в селе Пады, деревья для которого князь Нарышкин вез из дальних стран и они еще живы! И могут многое рассказать юным любознательным любителям природы и истории.

 

История родного края  -  что может быть интереснее?! Пишите нам о своих больших и маленьких открытиях, о тайнах и загадках, а мы попытаемся их вместе разгадать и НАЙТИ  ИСТИНУ!

Б.А.СОФИНСКИЙ

 

 

Новый рекорд
Земли Саратовской

22 августа во время празднования Дня Российского государственного флага был установлен, по словам заявителей, наш местный рекорд по пронесению самого большого флага России по улицам города. В Книгу рекордов земли Саратовской внесена еще одна запись.

 

ЧТО  МОЖЕТ  ВАША РЕКЛАМА?

Жители области, бизнесмены и политики, если вас интересует история родного края, образование и развитие ваших детей, поддержите начинание нашей газеты, издаваемой с образовательной и познавательной целью. Размещайте рекламу на наших страницах. Этим вы поддержите Саратовское краеведение и наиболее известного его представителя, ведущего телевизионной передачи "Не за тридевять земель" Дмитрия Сергеевича Худякова, поспособствуете изданию книг, автором которых он является. Справки по телефонам: 52-43-47,62-48-89. Редакция НЗТЗ.

 

 

«Не за тридевять земель»

Из книги отзывов с выставки графических работ Дмитрия Сергеевича Худякова, прошедшей в СГТУ в июне-июле 2007 года:

1. Д.С. Худяков вызывает во мне глубокое уважение как к глубоко талантливому человеку, патриоту. его рисунки обнаруживают, что он как и все незаурядные личности обладает еще и талантом художника-графика. С удовольствием читал его книгу "Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел" иллюстрированную автором. Думаю, что следовало бы ее переиздать, сопроводив ее новыми, интересными путешествиями Д.С. Худякова и находками. Откровенно говоря, думал, что Дмитрий Сергеевич - геолог. Оказалось, что физик, что удивило меня. Многое удивляет и радует меня в этом человеке. Он из тех людей, которыми Саратовская земля должна гордится и дорожить ими. Спасибо, удачи, Д.С.   

Ольшевский Валерий Маркович, кандидат геолого-минерологических наук, кафедра экологии СГТУ.

 

2.Очень понравилось. Спасибо за приятные впечатления. Вернулись в детство.

Студенты АСФ. Дизайнеры-дипломники.

3. Огромное спасибо за выставку, передачу и всю Вашу работу. Ваша графика поражает, вызывает настоящую зависть и восхищение. Почаще появляйтесь на телевидение, мы по вас соскучились.

Студенты АСФ. Архитекторы.

4. Дмитрий Сергеевич, Ваши работы полны оптимизма, радости, уверенности. Мне очень понравилось, спасибо. Удачи Вам и здоровья. 

МОЦ. организатор.

5. Спасибо за выставку, все знаем этого замечательного человека, беззаветно любящего свой родной край, здоровья и всего самого хорошего его родным и близким, А Дмитрию Сергеевичу много-много создать передач!

27.06.2007г. Лазарева.

На фото: хозяйка выставочного зала Анна Петровна

6. Большое спасибо Д.С.Худякову за то прекрасное дело, которое он делает для нашего города. На таких людях держится земля Русская. Счастья Вам и процветания Вашей передаче.

2.07.07. Филина Кристина.

7. Спасибо Дмитрий Сергеевич за любовь к этому миру, истории и этнографии, и просто природе, людям - это вечное и прекрасно, как жаль, что мы мало знаем истинные корни своих фамилий, названий городов, сел, деревень. Как хорошо, что есть такие люди как Вы, и как жаль, что их мало! Дай Вам Бог здоровья и всего наилучшего в жизни!

1.07. 07. (без подписи).

8. Дмитрий Сергеевич! Гордимся Вами, безмерно уважаем!

Татьяна, внучка Василия Ивановича Худякова.

 

 

Детская региональная  общественная организация “Союз юных экологов Саратовской области” горячо приветствует выход в свет газеты “Не за тридевять земель”. Мы уже много лет активно сотрудничаем с Дмитрием Сергеевичем Худяковым в его уникальном телепроекте.  Уверены, что газета значительно расширит аудиторию друзей этой программы.  Со своей стороны, наш Союз готов стать постоянным корреспондентом газеты. Наш актив - это десятки детских экологических кружков по всей области, которые ведут большую и плодотворную  эколого-краеведческую работу. Нет сомнения, что новая газета позволит ее читателям еще раз убедиться, как прекрасен родной край и сколько в нем еще неизведанного и загадочного.

   Будем дружить! 

Председатель Правления Союза Б.А.Софинский

 

Редакционный совет

Редакционный совет газеты "Не за тридевять земель"
Худяков Д.С., Федосеев В

Газета «Не за тридевять земель»

Учредитель: Некоммерческое партнерство «Информационно-краеведческий центр «Не за тридевять земель».

Адрес редакции: 410600, г. Саратов, ул. Киселева, 65 а.

Телефон: 8(8452) 52-43-47;

факс: 8(8452) 27-31-25;

e-mail редакции: nztz@mail.ru

Газета зарегистрирована:

Средне-Волжским управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Свидетельство: ПИ № ФС8- 0628 от 15 августа 2007 г.

Главный редактор - Федосеев В.В.

Тираж 3000 экземпляров,

 

Вернуться на главную страницу

№ 1, 2007 г.
<< Предыдущий номер | Следующий номер >> | Перейти к номеру: 1 

Оглавление текущего номера /1, 2007 г./
PDF
Открыть весь номер

Hosted by uCoz