Детская областная краеведческая газета

 

НЕ ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ

 

Вернуться к оглавлению текущего номера /1, 2007 г./

PDF

Открыть весь номер

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>

 

Жарин  Бугор

Так он назван на карте. В разговорах же его нередко называют ещё – Жаринов, а то и Жареный. Жарин или Жаринов – это наверняка от прозвища или фамилии какого – человека. Ну, скажем, начальника караула, стоявшего когда-то в старину на бугре. Или – пастуха, который обычно в этих местах пас стадо. Или – крестьянина, имевшего неподалёку пашню. Почему «жареный» - загадка посложнее. Но и тут можно догадаться - южный склон возвышенности раньше других мест в окрестностях освобождается от снега, так как его «жарит» солнце. А летом оно так прокаливает склон, что трава на бугре быстро высыхает и становится желтой или коричневатой, как бы -  «поджаренной». Бывает, что растительность тут легко загорается от не загашенного костра или беспечно брошенного окурка.

Итак, ещё 3 км. по дубковской дороге, мимо ответвления к Расково, до того места, где вправо по склону возвышенности отходит слабо проторённая полевая колея. Ещё несколько сот метров пешком и - Жарин Бугор покорён.Да, поднимались не зря. Обзор отсюда, с высоты 199 м. более широк, чем просто с Вольского тракта. Глаз охватывает округу примерно на 25-30 км. На западе угадывается райцентр Татищево. Ближе к нам хорошо видны западные и северные окраины Саратова. Центр города скрыт рельефом, но зато отлично виден Лысогорский массив, покрытый лесом. А левее его можно рассмотреть и Увекскую гору. Ещё левее – Волга, город Энгельс, заволжские степи. Нет, определённо, в прошлые столетия тут должен был находиться сторожевой пост. Ведь с Жарина Бугра прекрасно просматривается часть правого берега Волги, где проходила уже упоминавшаяся нами Ардабазарная торговая дорога. Видны подходы к реке со степной стороны.

От зоркого глаза караула не скрылись бы недруги, направлявшиеся к Первому Саратову, если он действительно стоял в своё время у устья Гусёлки. Да и позже отсюда легко могли контролироваться важные тракты – Московский и Симбирский. Почти наверняка на Жарином Бугре стояла стража и в сравнительно недавние времена, во Время Великой Отечественной войны. Та, что следила за саратовским небом и называлась постом ВНОС – пункт Воздушного наблюдения, оповещения, и связи. Походив по вершине и её склонам можно заметить ещё сохранившиеся следы полевых жилищ и укрытий, в которых располагались те, кто обслуживал наблюдательные площадки, телефонные линии, прожекторные установки, а вполне возможно и батареи зенитных орудий.

Вершина холма, на которую мы поднялись, долгое время хранила  и другие следы, относившиеся к значительно более давним временам. Раскопками археологов, проведёнными в 1980-х годах, выявлено, что долгое время Жарин Бугор служил нашим предкам и кладбищем. Вскрыв несколько курганов специалисты обнаружили могилы людей катакомбной культуры средне - бронзового времени, которые жили в наших краях примерно 4 тыс. лет т. н. Захоронения представителей срубной культуры позднее - срубного времени, это уже - 3,5 тыс. лет т. н. А под одним из курганов были найдены останки сармата и принадлежавшее, вероятно, ему оружие – железный меч и бронзовые наконечники двух стрел для лука. Это уже, примерно, 2,5 тыс. лет т. н.

Подойдём теперь к северо-западному склону вершины. Представим себе, что сегодня погожий солнечный день. По небу плывут караваны белых кучевых облачков. Набегающий ветерок колышет степной ковыль. Кажется, что раскинешь руки, побежишь по склону вниз, и вдруг оторвёшься от земли и плавно заскользишь в воздухе, как птица! А ведь знаешь, читатель, один человек когда-то попробовал это сделать. И именно вот тут, на этом склоне Жарина Бугра. Правда он тогда не собственные руки раскинул, а прикрепил, с помощью своих друзей, небольшие крылья к фюзеляжу самодельного планера, сел в кабину, и скомандовал, чтоб его слегка разогнали вниз по склону, навстречу ветру. Было это летом 1926 г. Этим человеком был Олег Константинович Антонов, которому в ту пору исполнилось 19 лет… 

Будущий знаменитый авиаконструктор родился 7 февраля 1906 г. в селе Троицком Московской губернии. В 19 Олег  поступает в Ленинградский политехнический институт. Но, летом – он снова  в Саратове и за время каникул успевает построить планер «ОКА-2» и испытывает его на склонах Жарина Бугра. Однако примитивный летательный аппарат никак не хотел парить, он только подпрыгивал и пролетал всего по нескольку метров. Любопытно, что в одном из журналов 1926 г. была помещена фотография, отображающая момент испытаний «ОКА-2». В кабине планера – Олег Антонов. А рядом – самый молодой из членов антоновского кружка, саратовец – Боря Урлапов, которому тогда было всего 14 лет. Позже он тоже станет известным авиаконструктором и создаст самый большой тогда в мире и самый первый грузовой планер.

 Спустя год, саратовские друзья  Антонова, доработав кое-что в аппарате, совершат таки на «ОКА-2» 17 настоящих полётов. Там же на Жарином Бугре.

Первого космонавта Земли в Саратове знают и любят. Имя его навечно связано с нашим городом. Юрий Гагарин неоднократно заявлял, что Саратов - его вторая родина. Его дорога в космос началась на Саратовской земле и тоже связана, читатель, с Жариным бугром и Аэроклубом, носящим теперь его имя.

На этом древняя история Жарина бугра не заканчивается, а наоборот, устремляется в будущее. Благодаря еще одному нашему земляку и современнику. Зовут его Сидоренко Александр Дмитриевич.

Он родился 7 декабря 1948 года в городе Саратове. Рос в большой семье. В школу Александр пошел в 1956 году. Среди сверстников выделялся врожденным пытливым умом, усидчивостью, трудолюбием, жаждой познавать окружающий мир.  Из предметов предпочтение отдавал математике, физике, химии. Но увлекали его не только точные науки. Он живо интересовался музыкой, пением, параллельно со средней школой учился в музыкальной школе по классу фортепиано.

После окончания средней школы, под влиянием старших братьев  Юрия и Георгия, которые окончили Саратовский политехнический институт по специальности «инженер строитель», решил пойти по их стопам и поступил в политехнический институт.

К подробностям биографии и жизненного пути Александра Дмитриевича мы еще обязательно вернемся в следующих номерах. Пока же, читатель, нам хочется указать на общественную сторону деятельности Александра Дмитриевича. Главное его жизненное кредо - востребованность обществом, работа. Все, по его мнению,   должно быть подчинено интересам людей. Следуя этой концепции он совместно с единомышленниками этой весной создал Открытое Акционерное Общество «Аэроклуб имени Юрия Гагарина». Подробно о достижениях и планах ОАО рассказывалось на страницах "Общей газеты.ру", в июльских номерах. А так же в телепередаче "Не за тридевять земель".

 Благодаря деятельности А.Д.Сидоренко разваливающийся, в общем-то клуб получил шанс развития, прилегающая территория будет обустраиваться. Богатое историческими событиями место обрело своих хозяев, которые наверняка не забудут событий, происходивших в этих местах не так уж и давно, но и отобразят богатую и древнюю историю. Мы же еще вернемся в следующих номерах нашей газеты  к разговору о Жареном бугре, о людях бронзового века, населявших его окрестности. Посетим берега морей, омывавших Бугор миллионы лет назад.  

 

Газета «Не за тридевять земель»

Учредитель: Некоммерческое партнерство «Информационно-краеведческий центр «Не за тридевять земель».

Адрес редакции: 410600, г. Саратов, ул. Киселева, 65 а.

Телефон: 8(8452) 52-43-47;

факс: 8(8452) 27-31-25;

e-mail редакции: nztz@mail.ru

 

<< Предыдущая статья | Следующая статья >>

Вернуться к оглавлению текущего номера /1, 2007 г./

PDF

Открыть весь номер

 

Hosted by uCoz