Детская областная краеведческая газета
НЕ ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ
Вернуться к оглавлению текущего номера /1, 2007 г./
<< Предыдущая статья | Следующая статья >>
«Этюды о
земляках».
(Глава из неопубликованной книги)
Нам, читатель, надо в Алексеевку.
В ту, что в Хвалынском районе области. В старые, и как обычно говорится, добрые времена, мы с тобой, читатель,отправились бы в очередное наше путешествие на пароходе местной линии. Может быть даже - на колёсном. А самое главное - на неторопливом, делающем остановки около всех крупных сёл. Мы бы любовались светло-желтыми пляжами и зелёными лесами многочисленных волжских островов. Разглядывали бы кручи легендарных Змеёвых гор. Удивлялись белизне Вольских меловых карьеров. Посмотрели бы на шлюзы Саратовской ГЭС и 12-ти километровый канал, разделяющий город Балаково на две части. А потом, выйдя на просторы Саратовского водохранилища, которое тут часто называют "морем", вскоре, на фоне южной оконечности Хвалынских гор, увидели бы и Алексеевку.
Несколько лет тому назад можно было этот путь проделать и на быстроходной "Ракете", Или, на столь же стремительном "Метеоре". Но, думается, знакомство с Волгой, как и со всем великим, как говорится, не терпит суеты. Сидя за стеклом иллюминатора в самолётном кресле судна на подводных крыльях, видишь, конечно, всё те же, что и с палубы парохода - сёла, острова, горы. Но, теряешь при этом что-то очень важное. Нет запахов реки, нет ощущения пространства, нет возможности рассмотреть что-то на берегу. Всё стремительно пролетает мимо, сопровождаемое дробным суетливым стуком двигателей судна. И кажется, что будто бы ты совсем и не на реке, а дома, сидишь на диване, и смотришь по телевизору фильм, снятый спешащим куда-то оператором. Что делать, но, в наш торопливый век, люди, даже во время путешествий, продолжают куда-то по привычке торопиться. И лишают себя возможности приглядеться к окружающему их миру.
Пароходам, велосипедам, лодкам они теперь чаще предпочитают автомобили.Ну, что же, местных пароходов сегодня на Волге почти нет, вот придётся и нам воспользоваться автомобилем. Шоссе Р-228 проложено по правому берегу Волги почти везде довольно далеко от реки. И потому её мощной водной глади из окна нашей "мысленной" машины мы не видим. Она - где-то справа. А наш автомобиль, то и дело, кидает вверх и вниз, из одной долины волжских притоков в другую, лента серого дорожного асфальта. Елшанка, Курдюм, Чардым. Знакомые всем водителям недобрые Три сестры, три крутых горы перед селом Андреевкой. Но, вот, наконец-то, справа и Терешка, самая быстрая речка Земли Саратовской. Пересекаем её. Указатели напоминают, что скоро Вольск. Однако, нам сейчас в этот город не надо. Не покидая Р-228, берём немного левее, углубляясь в массив Вольских нагорных лесов. И опять - долина волжского притока. Теперь уже - Терсы.
Очередной подъём и впереди засинело самое высокое в наших краях поднятие земной поверхности - Хвалынские горы. Не доезжая до них, покидаем автотрассу, и сворачиваем направо. В конце пологого спуска - Алексеевка. Один из старейших населённых пунктов области. Основан, по одним данным, во второй половине XVII века, как солдатское поселение, для охраны волжских берегов. По другим, что кажется более правдоподобным, просто, как село, куда тогда же, князья Голицыны перевели из центра России часть своих крепостных. Во второй половине XIX в. в затоне около села стали зимовать и ремонтироваться волжские суда, в основном принадлежавщие обществу "Самолёт". Были построены механические мастерские. По этой причине со временем село приобрело статус рабочего посёлка. В Алексеевке немало достопримечательностей. В частности, тут частично сохранился дворец более поздних хозяев здешних земель, графов Воронцовых-Дашковых. В нем, в 20 годы прошлого столетия размещалась первая в Поволжье детская воспитательная колония им. Дж. Рида. Но, нас сейчас будет, прежде всего, интересовать здание, над которым виден флаг с изображением корабельного штурвального колеса. Это - школа. Та, в которой учился человек, впоследствии ставший Героем России, первым из уроженцев Земли Саратовской.
Он и родился в рабочем посёлке Алексеевка. Отец - механик на судоремонтном заводе. Мать - бухгалтер.В школе учился очень хорошо, а потому, окончив её в 1954 г. без особого труда, сразу же сумел поступить в один из лучших технических вузов страны - Ленинградский Кораблестроительный институт. Почему выбрал именно его? На этот вопрос сам Пашин ответить затрудняется. Конечно же, сказалось и то, что всё детство он видел перед собой пароходы, пусть хоть и речные. Бывал в мастерских. Видел в работе своего отца. А, может быть, как-то повлияло и другое.
Лучший товарищ Валентина, окончивший школу на год раньше, поступил именно в Кораблестроительный. И постоянно писал из Ленинграда письма, советуя Валентину сделать то же самое. Вуз, как и школу, Пашин окончил с отличием. И его тут же направили в Центральный Научно-Исследовательский институт, где проектировались суда для гражданского флота и корабли - для военного.
Начав работать рядовым инженером, Валентин Михайлович за 30 лет прошел всю должностную лестницу ЦНИИ. Начальник сектора, начальник отделения, заместитель директора, директор.
Естественно, постепенно повышались присуждаемые ему научные степени и звания - кандидат технических наук, доктор, профессор, член-корреспондент Российской Академии Наук, академик. В 1985 г. он стал Лауреатом Государственной премии. А на грани двух тысячелетий получил очень престижный Серебряный крест и диплом "Человек 2000 г." в номинации "Военно-Промышленный комплекс".
Понимаю, читатель, что перечень должностей, званий, наград даже такого человека, как академик Пашин, может показаться суховатым и не очень интересным. Он, конечно, даёт представление о том, как постепенно, с ростом опыта, ученый получал возможность руководить всё более крупными подразделениями института, решать всё более сложные задачи.
Но, ведь хотелось бы узнать, скажем, имена кораблей и судов, которые он и его подчинённые проектировали. Представить себе, как шли потом эти суда и корабли по морским торговым дорогам или несли службу на океанских границах страны. Увидеть эти корабли и суда, хотя бы, на фотографиях. Однако пока такой возможности у нас нет. В общедоступных источниках фамилия нашего земляка появляется не часто. Он всё ещё продолжает оставаться человеком "весьма засекреченным". Поскольку, как ты уже понял, Валентин Михайлович всю свою жизнь занимается не только пассажирскими лайнерами и сухогрузами, но ещё и противолодочными кораблями, и авианесущими крейсерами, и подводными лодками.
Ну, а за какие заслуги он был удостоен почётнейшего звания Герой России? Ведь его "золотая звёздочка" определённо должна быть связана с каким-то конкретным подвигом. Или, хотя бы, с выполнением какого-то чрезвычайно важного технического задания? В Указе Президента на этот счёт никаких сведений нет. Дана только очень краткая, ничего не раскрывающая, формулировка - "за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания".Но, давайте подумаем. Указ о награждении Пашина был подписан в 1994 г. Следовательно, где-то незадолго до этого Пашин принимал участие в какой-то исключительно важной и, возможно ещё и опасной работе. Очень вероятно, что он даже и руководил ей.
Можно догадываться, что от её успешного завершения, зависела, если и не судьба страны, то уж точно - международный престиж России. Рискнём предположить, что эта работа была связана с событиями, последовавшими за гибелью в Норвежском море атомного подводного корабля "Комсомолец" (тактический номер К-228). Напомню. 7 апреля 1989 г. во время возвращения на базу с боевого патрулирования, на этой, самой совершенной тогда и строго засекреченной, подводной лодке возник пожар. Лодка всплыла, но, через несколько часов, во время которых её экипаж безуспешно пытался бороться с огнём, затонула. Вместе с ней погибли и 42 подводника. Поднять лодку, или, хотя бы, сразу же её обследовать, не представлялось возможным. С сильно повреждённым корпусом, она лежала на глубине 1680 м.
Когда, спустя два года, под воду, наконец-то, были спущены специальные аппараты, выяснилось ещё одно неприятное обстоятельство. Из двух торпед с ядерными зарядами, которыми была вооружена лодка, началось вытекание радиоактивных веществ. Это грозило серьёзным заражением Норвежского моря, где многие страны вели активный рыбный промысел. Нависла угроза крупнейшей экологической катастрофы. Разрастался международный скандал.
Работы по локализации торпед начались в 1992 г. Задача, стоявшая перед специалистами, была исключительно трудной. Подобной ещё никому в мире решать не приходилось. Большая глубина. Температура воды около лодки - минус 0,9 градуса. Давление - многие десятки атмосфер. Почти полное отсутствие видимости. И, кроме того, надо было торопиться, зона радиоактивного загрязнения увеличивалась.
В работу включились десятки НИИ и заводов. Готовились специальные титановые плиты, из которых предполагалось собрать надёжный "саркофаг" для торпед. Разрабатывались специальные клеи, для скрепления этих плит под водой. Проектировались, строились, и доставлялись к месту катастрофы, управляемые на расстоянии, аппараты, которые могли бы выполнить нужные действия в глубинах моря.
Как ты думаешь, читатель, могли бы в это время оставаться в стороне крупнейший кораблестроительный центр России ЦНИИ им. Крылова и его руководитель - академик Пашин?
Заключительный этап локализации ядерных торпед в Норвежском море, был самым трудным, и не ошибёмся, сказав, что ещё и очень опасным. Проведён он был в июле-августе 1994 г. Подписание же Указа о награждении тех, кто предотвратил угрозу глобальной катастрофы, надо полагать, состоялось вскоре после успешного завершения всех работ.
А вот теперь заглянем ещё раз в Указ о присвоении Пашину звания Героя России. Он подписан президентом страны 25 октября 1994 г. Так что всё, вроде бы, совпадает?
Можем мы, наверное, ещё предположить и то, что наш земляк и главный кораблестроитель страны, позже, уже, будучи Героем России, принимал самое непосредственное участие и в другой уникальной технической операции. В подъёме из морской пучины погибшего атомного ракетоносца "Курск". Однако достоверных сведений у нас с тобой, читатель, пока нет. И пусть это будет просто догадкой.
Говорят, что в Алексеевку Валентин Михайлович приезжает каждое лето. И, конечно же, не только для того, чтоб встретиться с родственниками, полюбоваться на Волгу и её берега, заняться рыбалкой, или, наконец, что вполне естественно, сбросить на время с плеч груз руководителя крупнейшего в стране научного института. С особым нетерпением он ещё всегда ждёт и встречи со своей школой.
Выступления в школьном зале, на которые стараются попасть чуть ли не все жители посёлка. Шуточные представления и розыгрыши. Доверительные беседы. Откровенные разговоры о жизни, с глазу на глаз. И ещё, обязательное выяснение того, чем он может помочь. Правда, и так уже, несколько лет тому назад академик подарил своим землякам несколько компьютеров. Неоднократно привозил новые книги, видеофильмы, журналы. Старался устраивать для алексеевцев во время школьных каникул экскурсии в Санкт-Петербург, с посещением ЦНИИ им. Крылова. Но, всегда ему кажется, что этого мало. И всегда хочет он сделать что-то ещё.
На родине Валентина Михайловича уважают и чтят. Преодолев существующие традиции и законодательные препятствия, добившись в высших инстанциях формулировки - " в порядке особого исключения", ученики и преподаватели добились права написать около входа в школу, что она носит имя академика Пашина.
Вот тогда-то, кстати, и появился над зданием, где учился Валентин Михайлович, тот самый флаг с изображением корабельного штурвала. Символ успешного плавания по "морю знаний", по маршрутам, проложенным их знаменитым земляком.
Газета «Не за тридевять земель»
Учредитель: Некоммерческое партнерство «Информационно-краеведческий центр «Не за тридевять земель».
Адрес редакции: 410600, г. Саратов, ул. Киселева, 65 а.
Телефон: 8(8452) 52-43-47;
факс: 8(8452) 27-31-25;
e-mail редакции: nztz@mail.ru